Полномочия Роскомнадзора в период подготовки и проведения выборов и референдумов

Задачи Роскомнадзора и его территориальных органов в период проведения избирательных кампаний

1. Пресечение нарушений гражданами, организациями и редакциями средств массовых информации норм действующего законодательства в сфере регулирования деятельности средств массовой информации в информационном обеспечении выборов в Российской Федерации, обязательных для исполнения в период подготовки и проведения избирательных кампаний.

2. Взаимодействие с избирательными комиссиями различного уровня, с правоохранительными органами по выявлению, пресечению и предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, законодательства Российской Федерации о выборах (в пределах, определенных законодательством), организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации.

3. Обеспечения прав и законных интересов журналистов, организаций средств массовой информации и иных участников избирательного процесса при проведении выборов в Российской Федерации.

 

При проведении выборов в федеральные органы государственной власти перечень государственных и муниципальных организаций телерадиовещания, государственных и муниципальных периодических печатных изданий, при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации перечень региональных государственных и муниципальных организаций телерадиовещания, региональных государственных и муниципальных периодических печатных изданий, а при проведении выборов в органы местного самоуправления перечень муниципальных организаций телерадиовещания и муниципальных периодических печатных изданий представляется Роскомнадзором (или соответствующим территориальным Управлением) не позднее чем на десятый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума в организующую выборы, референдум комиссию или указанную в законе нижестоящую комиссию для опубликования данного перечня не позднее чем на пятнадцатый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума.

 

О порядке участия организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий в информационном обеспечении выборов

В статье 47 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - 67-ФЗ) установлено, что информационное обеспечение выборов и референдумов соответствующего уровня осуществляется с использованием государственных, муниципальных и негосударственных организаций телерадиовещания, редакций государственных, муниципальных и негосударственных периодических печатных изданий.

Согласно терминологии 67-ФЗ, информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.

Негосударственные организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, с учетом редакционной самостоятельности и гражданско-правового принципа свободы договора, могут участвовать в информационном обеспечении любых выборов и референдумов, соблюдая при этом требования, установленные законодательством о выборах.

Наличие признаков государственной или муниципальной организации устанавливается на день начала соответствующей избирательной кампании, кампании референдума.

Под государственными организациями телерадиовещания, государственными периодическими печатными изданиями в 67-ФЗ понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, обладающие одним или более из следующих признаков:

- учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума являются государственные органы и организации,

- и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, выделялись бюджетные ассигнования из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации на их функционирование (в том числе в форме субсидий),

- и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума имеется доля (вклад) Российской Федерации и (или) субъекта (субъектов) Российской Федерации.

Муниципальными организациями телерадиовещания, муниципальными периодическими печатными изданиями считаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, обладающие одним или более из следующих признаков:

- учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума являются органы местного самоуправления и муниципальные организации,

- и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, выделялись бюджетные ассигнования из местного бюджета на их функционирование (в том числе в форме субсидий),

- и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума имеется доля (вклад) муниципального образования (муниципальных образований).

Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, не имеющие указанных выше признаков, считаются негосударственными.

Законодательством установлены разные правовые режимы участия организаций, осуществляющих выпуск СМИ, в информационном обеспечении выборов в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными или негосударственными.

На редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, распространяемых на территории, на которой проводятся выборы, референдум возлагается обязанность выделять печатные площади для агитационных материалов, предоставляемых зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, инициативной группой по проведению референдума, иными группами участников референдума. (п. 1 ст. 52 67-ФЗ), а также резервировать печатную площадь для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума за плату п. 2 ст. 52 67-ФЗ).

В соответствии со ст. 2 Закона о СМИ под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации.

Указанная выше обязанность возникает только в том случае, если периодическое печатное издание выходит не реже одного раза в неделю.

 

Общероссийские и региональные организации телерадиовещания и периодические печатные издания

В зависимости от территории распространения информации организации телерадиовещания и периодические печатные издания разделяются в настоящем Федеральном законе на общероссийские и региональные.

Периодические печатные издания считаются общероссийскими, если они зарегистрированы для распространения на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации. Региональными соответственно считаются периодические печатные издания, зарегистрированные для распространения на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации.

Организации телерадиовещания признаются общероссийскими, если они:

- или имеют лицензию на вещание на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации;

- или осуществляют выпуск СМИ (телеканалов, радиоканалов, телепрограмм, радиопрограмм), распространяемых на основании договора иными организациями телерадиовещания на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации.

Региональными 67-ФЗ называет те организации телерадиовещания, которые:

- имеют лицензию на вещание и распространяют СМИ (телеканалы, радиоканалы, телепрограммы, радиопрограммы) на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации,

- а также подразделения общероссийских организаций телерадиовещания (филиалы, дочерние организации, действующие в конкретных субъектах Российской Федерации).

 

Печатные издания органов государственной власти и органов местного самоуправления

В периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти, органами местного самоуправления исключительно для опубликования их официальных материалов и сообщений, нормативных правовых и иных актов, не могут публиковаться агитационные материалы, а также редакционные материалы, освещающие деятельность кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума. (п. 6 ст. 47 67-ФЗ).

Это правило соответствует обшей концепции недопустимости использования административного информационного ресурса в целях прямой или косвенной поддержки конкретных участников избирательной кампании.

 

Виды административных правонарушений и ответственность за нарушения норм законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, о средствах массовой информации

Основные требования к порядку участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов установлены главой VII «Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах» 67-ФЗ.

1. Статья 5.5. КоАП РФ. Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов.

При применении норм, содержащихся в этой главе, необходимо учитывать, что информационное обеспечение выборов в части использования для этого средств массовой информации должно осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации (в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах).

Нарушения порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов могут выражаться в частности в следующем:

- нарушение требований к содержанию информационных материалов (пункты 2, 5 статьи 45 67-ФЗ);

- нарушение порядка опубликования (обнародования) результатов вопросов общественного мнения, связанных с выборами (пункты 2, 3 статьи 46 67-ФЗ);

- публикация агитационных материалов в официальном периодическом печатном издании (пункт 6 статьи 47 67-ФЗ);

- использование изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении, в агитационных материалах кандидатов, избирательных объединений, без письменного согласия данного физического лица (пункты 9 - 9.3 статьи 48 67-ФЗ );

- осуществление предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях за пределами установленных сроков (пункт 2 статьи 49 67-ФЗ);

- необеспечение государственными и муниципальными организациями телерадиовещания и редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий равных условий проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, в том числе для представления избирателям предвыборных программ (пункт 1 статьи 50 67-ФЗ), предоставление эфирного времени (печатной площади) организациями телерадиовещания (редакциями периодических печатных изданий), не имеющими на это право (пункт 4 статьи 50 67-ФЗ );

- нарушение требования о равенстве условий оплаты эфирного времени печатной площади), предоставляемых негосударственными организациями телерадиовещания и редакциями негосударственных периодических печатных изданий (пункт 5 статьи 50 67-ФЗ);

- нарушение требований о публикации сведений о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади (пункт 6 статьи 50 67-ФЗ);

- отказ зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, в предоставлении им бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации (пункт 1 статьи 51, статья 52 67-ФЗ);

- нарушение правил выделения бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации (пункт 3 статьи 51, статья 52 67-ФЗ);

- нарушение правил распределения бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации (пункт 4 статьи 51, статья 52 67-ФЗ);

- нарушение правил резервирования и предоставления платного эфирного времени и платной печатной площади для проведения агитации (пункт 6 статьи 51, пункт 2 статьи 52 67-ФЗ);

- перекрывание передачи агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещания трансляцией иных теле-и радиопрограмм, иных агитационных материалов (пункт 9 статьи 51 67-ФЗ);

- публикация агитационных материалов с сопровождением их редакционными комментариями в любой форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом, избирательным объединением (пункт 5 статьи 52 67-ФЗ);

- публикация в периодических печатных изданиях агитационных материалов без указания источника оплаты материала (пункт 6 статьи 52 67-ФЗ);

- оказание редакциями периодических печатных изданий (за исключением учрежденных кандидатами, избирательными объединениями), публикующего агитационные печатные материалы, предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению путем изменения тиража и периодичности выхода периодического издания (пункт 7 статьи 52 67-ФЗ).

Несоблюдение требований указанных норм 67-ФЗ влечет за собой административную ответственность, предусмотренную:

- частью 1 статьи 5.5 КоАП РФ - нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов, а равно нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц.

Санцкия: наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Субъектами административного правонарушения являются главные редакторы - как должностные лица средства массовой информации, а также юридические лица — редакции СМИ, организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, либо иные организации, осуществляющие выпуск и распространение информационных и агитационных материалов в сети «Интернет».

- частью 2 статьи 5.5 КоАП РФ - непредоставление государственной или муниципальной организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакцией государственного или муниципального периодического печатного издания избирательной комиссии, комиссии референдума на безвозмездной основе, а равно в установленный законом срок соответственно эфирного времени, печатной площади для информирования избирателей, участников референдума, ответов на вопросы граждан, обнародования решений и актов избирательной комиссии, комиссии референдума, а также для размещения иной информации, обнародование которой предусмотрено законодательством о выборах и референдумах.

Санцкия: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

К административной ответственности привлекается учредитель/главный редактор СМИ.

Кроме Роскомнадзора и территориальных органов, по данной статье составлять протоколы вправе члены избирательной комиссии.

Право на рассмотрение дел данной категории принадлежит суду.

 

2. Статья 5.10. КоАП РФ. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах.

 Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования

- проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается (пункты 1, 2, 3 статьи 49 67-ФЗ).

Несоблюдение требований указанной нормы закона влечет за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 5.10 КоАП РФ «Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где её проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах».

При этом под предвыборной агитацией понимается деятельность, отвечающая установленным признакам и осуществляемая в период избирательной кампании. Следовательно, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, обязаны руководствоваться требованиями Закона об основных гарантиях, регулирующим порядок осуществления предвыборной агитации и информирования избирателей только в период избирательной кампании.

Санкция: наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

К административной ответственности привлекается главный редактор/учредитель (при условии, если учредитель одновременно является главным редактором издания)

Кроме Роскомнадзора и территориальных органов, протоколы по данной статье также вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции) и члены избирательной комиссии. Право на рассмотрение данного дела принадлежит суду.

 

3. Статья 5.11. КоАП РФ. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом.

 В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 48 67-ФЗ запрещается проводить агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

- федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

- лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случая, предусмотренного пунктом 8.1 статьи 48 67-ФЗ, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения. Указание в агитационном материале должности такого лица не является нарушением настоящего запрета;

- воинским частям, военным учреждениям и организациям;

- благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

- комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;

- иностранным гражданам. Участие иностранных граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, в предвыборной агитации допускается только в случае, установленном пункт 10 статьи 4 67-ФЗ;

- международным организациям и международным общественным движениям;

- представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности (запрет на проведение агитации журналистом установлен также пунктом 10 статьи 49 Закона о СМИ);

- лицам, в отношении которых решением суда в период избирательной кампании установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 67-ФЗ.

Лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности.

Согласно пункта 6 статьи 48 67-ФЗ запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, которые не достигших возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах, за исключением случая, предусмотренного пунктом 9.1 статьи 48 67-ФЗ; (применительно к соответствующим выборам указанный запрет установлен также пунктом 6 статьи 49 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», пункт 8 статьи 62 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Лица, замещающие государственные или выборные должности, зарегистрированные в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности вправе проводить агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, выпускать и распространять агитационные материалы, но не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения (пункт 8.1 статьи 48 67-ФЗ).

Несоблюдение требований указанных норм закона влечет за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 5.11 КоАП РФ «Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом».

Санкция: наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Кроме Роскомнадзора и его территориальных органов, по данной статье составлять протоколы вправе должностные лица органов внутренних дел (полиции).

Право на рассмотрение дела принадлежит суду.

Зарегистрированный кандидат не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора (соответственно уровню выборов). При даче соответствующего согласия Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководитель следственного органа Следственного комитета Российской Федерации, прокурор обязаны известить об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата. (пункт 4 статьи 41 67-ФЗ).

 

4. Статья 5.13 КоАП РФ. Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации.

 Порядок, условия и сроки предоставления возможности опровержения или разъяснения в защиту чести, достоинства или деловой репутации установлены пунктом 6 статьи 56 67-ФЗ, пунктом 8 статьи 69 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», пунктом 6 статьи 56 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Установленные п. 6 статьи 56 67-ФЗ требования не распространяются на случаи размещения агитационных материалов, представленных зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, в рамках использования ими в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади.

Кроме того, в соответствии со статьей 57 Закона о СМИ редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо наносящих вред здоровью и (или) развитию детей, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста:

 1) если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;

2) если они получены от информационных агентств;

3) если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;

4) если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;

 5) если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом;

 6) если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации (за исключением случаев распространения информации, указанной в ч. 6 ст. 4 Закона о СМИ), которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

 

Дословное воспроизведение в средстве массовой информации в период соответствующей избирательной кампании, кампании референдума агитационного материала, распространенного в другом средстве массовой информации, в том числе подпадающем под действие статьи 24 настоящего Закона, не является основанием для освобождения журналиста, главного редактора, редакции, иной организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, от ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, если при дословном воспроизведении такого материала не соблюдены требования указанного законодательства, предъявляемые к опубликованию (обнародованию) агитационных материалов.

 

 Не предоставление до окончания срока предвыборной агитации возможности опубликовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения в случае опубликования в средствах массовой информации материалов, способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, объединения, если в соответствии с федеральным законом предоставление такой возможности является обязательным.

Санкция: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Субъектами правонарушения являются главные редакторы СМИ, а также их должностные лица - главные редакторы.

Право на рассмотрение данного дела принадлежит суду.

 

5. Статья 13.15 КоАП РФ. Злоупотребление свободой массовой информации.

 Общие правила о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации установлены в статье 4 Закона о СМИ, во взаимосвязи с которой следует рассматривать норму пункта 1 и 1.1 статьи 56 67-ФЗ.

Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы, выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости.

 

К ответственности по ст. 13.15 привлекаются граждане, должностные лица и юридические лица.

Кроме Роскомнадзора и территориальных органов, протоколы по статье 13.15 КоАП РФ вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции).

Право на рассмотрение данного дела принадлежит суду.

 

6. Статья 13.23 КоАП РФ. Нарушение порядка хранения материалов теле- и радиопередач.

 В соответствии со статьей 34 Закона о СМИ аудио- и видеозаписи содержащие предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, хранятся в соответствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, не менее 12 месяцев со дня выхода указанных программ в эфир.

Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, обязаны бесплатно предоставлять копии указанных радио- и телепрограмм по требованию избирательных комиссий.

Таким образом, на главного редактора возложена обязанность хранения материалов радио-и телепередач, содержащих предвыборную агитацию, не менее 12 месяцев со дня выхода указанных программ в эфир.

В противном случае редактор может быть привлечен к административной ответственности по ст. 13.23 КоАП РФ.

Санкция: наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Право на рассмотрение данного дела принадлежит суду.

 

7. Статья 16.1 Закона о СМИ. Приостановление выпуска средства массовой информации за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.

 1. Если в период избирательной кампании после вступления в законную силу решения суда о привлечении главного редактора к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах, этот главный редактор или эта организация допустит повторное нарушение законодательства о выборах, избирательная комиссия вправе обратиться в регистрирующий орган с представлением о приостановлении выпуска данного средства массовой информации.

2. Роскомнадзор (территориальный орган) в установленные сроки проводит проверку фактов, изложенных в представлении избиркома и:

а) обращается в суд с заявлением о приостановлении выпуска средства массовой информации;

б) направляет в соответствующую избирательную комиссию мотивированный отказ от обращения в суд с заявлением о приостановлении выпуска СМИ.

3. Мотивированный отказ от обращения в суд с заявлением о приостановлении выпуска СМИ не препятствует применению к организации, осуществляющей выпуск СМИ иных мер ответственности, предусмотренных законодательством, включая предупреждение.

4. Роскомнадзор не вправе отказаться от обращения в суд на основании представления соответствующей избирательной комиссии приостановлении выпуска СМИ, если главным редактором или организацией, осуществляющей выпуск СМИ, в период одной избирательной кампании совершено более двух нарушений законодательства о выборах, повлекших назначение административного наказания на основании вступивших в силу решений суда.

Приостановление выпуска средства массовой информации по предусмотренным настоящей статьей основаниям осуществляется судом на срок до момента окончания голосования на выборах, референдуме, а в случае, если проводится повторное голосование, - до момента окончания повторного голосования.

 

При применении данной статьи необходимо учитывать, что нарушение главным редактором или организацией, осуществляющей выпуск средства массовой информации требований законодательства о выборах является нарушение главным редактором или этой организацией порядка информирования избирателей, проведения предвыборной агитации.

Не признается нарушением законодательства Российской Федерации о выборах распространение в средстве массовой информации материалов и сообщений, за содержание которых главный редактор или организация, осуществляющая выпуск средства массовой информации, не несет ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 57 Закона о СМИ.

Время публикации: 03.10.2009
Последнее изменение: 01.04.2019 16:01