Защита персональных данных и СМИ. Обязательные требования Федерального закона «О персональных данных»

Свободный доступ граждан к информации ограничивается правом каждого отдельного человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
     Охрана личной жизни поддерживается всеми правовыми документами: нормами международного права, Конституцией РФ, уголовным, гражданским, специализированным законодательством.

Права и свободы – оговорены  в Конституции, во всем массиве российского законодательства и в том числе в законе о персональных данных.

Принятие Федерального Закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" направлено на реализацию конституционных положений, закрепляющих право каждого на неприкосновенность частной жизни и свободу информации.

В законе используются следующие основные понятия:

1) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

3) обработка персональных данных - любое действие или совокупность действий, совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение,  извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

4) распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

5) предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

Основными задачами Роскомнадзора, как уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных, являются в том числе:

- обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных;

- ведение реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных, а также проверка сведений, содержащихся в уведомлении об обработке персональных данных;

- рассмотрение обращений субъектов персональных данных, а также принятие в пределах своих полномочий решений по результатам их рассмотрения.

Актуальность вопросов защиты прав субъектов персональных косвенно подтверждается результатами рассмотрения обращений граждан по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных интересов как субъектов персональных данных.

Журналист собирает, обрабатывает и распространяет информацию, включающую и те самые персональные данные, о которых идет речь.

Ст. 6 закона о персональных данных оператору предоставлено право обрабатывать ПД при условии получения согласия субъекта ПД на такую обработку. Субъект ПД должен принять решение о предоставлении своих ПД и дать согласие на их обработку своей волей и в своем интересе. В некоторых случаях обработка ПД может происходить без предварительного согласия на то субъекта ПД. В частности, в случае, когда обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.

Другой пункт закона («согласие не требуется... если обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора») не мешает вам вести электронную базу подписчиков СМИ, которым вы сами доставляете газету.

В соответствии со ст. 41 закона «О СМИ»  редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне.

За нарушение данной обязанности о сохранении в тайне конфиденциальной информации установлена ответственность. Статья 13.14 КоАП РФ предусматривает ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом.

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, признанного потерпевшим, без согласия самого несовершеннолетнего и (или) его законного представителя.

Закон о СМИ регламентирует обязанности журналиста относительно распространения информации о частной жизни людей: «Журналист обязан получить согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в СМИ сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей» (п. 5 ст. 49).

И именно фактор общественного, а не частного интереса и должен стать определяющим в ситуации, когда журналист принимает решение о публикации тех или иных материалов, содержащих сведения о приватной жизни людей. При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

По итогам рассмотрения обращений граждан управлением было выявлено 2 факта распространения персональных граждан путем их опубликования в СМИ:

  1. Персональные данные жителей  одного из районных центров Карелии,  имеющих задолженность по квартплате, были распространены в газете «Вестник ОКС» без письменного согласия субъектов персональных данных.
  2.  В другой районной газете были опубликованы сведения (ФИО, дата рождения, имена детей), полученные от государственного органа и содержащие персональные данные граждан. Также на страницах СМИ были размещены фотографии детей и семейных пар с указанием данных, позволяющих идентифицировать субъектов персональных данных. Тем самым обеспечив доступ неограниченного круга лиц к персональным данным физических лиц. Действия сотрудников редакции  противоречат требованиям ч. 1 ст. 6, ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».

Редакция газеты не представила доказательств, подтверждающих, что опубликованные (распространенные) сведения о физических лицах, сделаны общедоступными субъектами персональных данных.

Нарушение установленного законом порядка использования или распространения информации о гражданах (персональных  данных) в соответствии со ст.13.11 КоАП РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа. На основании ст.28.4 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.13.11 КоАП РФ, возбуждаются прокурором.

Доказательства и информация, подтверждающие незаконное распространение персональных данных,  направляются в Прокуратуру по Республике Карелия для применения мер прокурорского реагирования. По вышеуказанным фактам органами прокуратуры были внесены представления об устранении нарушений законодательства о персональных данных.

 «Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе…» А почему человек захочет давать информацию СМИ о себе, какой ему в этом интерес? Это просто. Публичным людям это дает популярность, общественный авторитет, повышает рейтинг. Политики, бизнесмены готовы платить за материалы о себе - и не только во время предвыборных кампаний. Имидж - это одно из слагаемых успеха и бизнеса, и политики.

Но в журналистском арсенале есть не только и не столько положительные материалы, но и критика, расследования, разоблачения. Журналисты расследуют служебную деятельность и решения чиновников, критикуют органы власти, финансово-промышленные группы, разоблачают коррупцию. Здесь всегда встает вопрос, на что готовы пойти конкретные СМИ при публикации подобных материалов, какую цену они готовы заплатить за отстаивание интересов общества и конкретных людей. Если они уверены в своей правоте, то готовы судиться и с конкретными людьми, и с целыми структурами.

Что может изменить в этой ситуации закон о персональных данных? Понятно, что герой коррупционного скандала не даст согласие на публикацию своей фамилии «своей волей и в своем интересе». К своим искам о защите чести и достоинства, о клевете или о защите деловой репутации он прибавит иск о нарушении прав субъекта персональных данных. Это только еще один возможный риск при «осуществлении профессиональной деятельности журналиста».

Закон не содержит прямых ограничений для журналистов, но в правоприменительной практике, возможны ситуации, когда некоторые ограничения могут возникнуть. Будем надеяться, что правоприменительная практика все же будет развиваться в благоприятном для прессы направлении.

Таким образом, закон и этические нормы профессии журналиста за то, чтобы не публиковать сведения, касающиеся частной сферы. Как сказал один известный политик, «человек должен иметь свое личное пространство, куда можно войти только по приглашению».



Время публикации: 15.02.2012 11:36
Последнее изменение: 15.02.2012 11:56