Защита прав субъектов персональных данных

1. По обращению гражданки С. в отношении ООО «ЦЕНТР КОСТНО-СУСТАВНОЙ ПАТОЛОГИИ» по вопросу незаконного распространения ПД - внеплановая проверка не проводилась, информация не подтвердилась. Заявителю даны разъяснения.

Управление Роскомнадзора по Республике Карелия, рассмотрев обращение, не усмотрело наличия каких-либо нарушений требований законодательства в области обработки персональных данных.

Под персональными данными подразумевается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Фамилия и инициалы гражданина - это, несомненно, персональные данные субъекта. Однако, без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных невозможно. ФИО (фамилия, имя, отчество) наряду со многими другими способами используется для идентификации отдельного человека среди других. По своей природе — это составной ключ, идентификатор, основанный на комбинациях трёх параметров фамилии, имени и отчества, на самом деле не идентифицирующий человека однозначно, а лишь сильно сокращающий выборку из тех, кому они могут принадлежать.

Характер сведений, опубликованных в статье, не позволяет определить пол человека, его имя и отчество. Фамилия гражданки С. не является уникальной и довольно распространена. В состав реквизита «подпись» входят: наименование должности лица, подписавшего документ, личная подпись и расшифровка подписи (инициалы, фамилия). Подпись является обязательным реквизитом любого документа и подтверждает достоверность сведений, изложенных в тексте документа, и полномочия должностного лица, подписавшего документ.

В статье опубликовано интервью Эльвиры Александровны о ситуации, произошедшей с её дочерью, которая не носит фамилию гражданки С.. Согласно пояснениям сотрудников газеты «Карельская Губернiя» при фотографировании ответа учреждения здравоохранения, предоставленного героиней статьи, в объектив фотоаппарата попала нижняя часть другой страницы из подборки материалов.

В действиях редакции газеты «Карельская Губернiя» не обнаружены признаки нарушения установленного законом порядка использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). В настоящее время в сети Интернет на странице сайта http://www.rep.ru/dailv/2012/03/28/18275/ размещена статья «Пиявки довели до больничной койки?», которая не содержит сведений о фамилии гражданки С..

В соответствии с п. 5 ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство и деловой репутации. В случае если данной публикацией нанесен ущерб правам гражданки С., то гражданка С. вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением, обратиться в суд с иском к редакции газеты «Карельская Губернiя» о защите чести и достоинства.

2. По обращению гражданки Е. в отношении ОАО «Мобильные ТелеСиситемы» по вопросу непричастности к договору на оказание услуг подвижной связи и использование персональных данных без согласия -  внеплановая проверка  проводилась, информация  подтвердилась. Заявителю даны разъяснения.

Управлением Роскомнадзора по Республике Карелия рассмотрено обращение гражданки Е. в части соблюдения требований законодательства в областях связи и обработки персональных данных.

ОАО «Мобильные ТелеСистемы» заключило Договор № 1013523 от 01.09.2010 г. с ЗАО «Русская Телефонная Компания», по условиям которого Дилер (коммерческий представитель) обязуется совершать от имени и за счет Оператора действия по поиску потенциальных Абонентов, их справочно-информационному обслуживанию, а также юридические действия по заключению Абонентских договоров на территории Республика Карелия. По договору, заключенному третьим лицом от имени и за счет оператора связи, права и обязанности возникают непосредственно у оператора связи.

В ходе проверки выявлено нарушение пункта 5 лицензионных условий, установленных лицензией на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи № 56081, а именно:

-      заключение договора на оказание ОАО «МТС» услуг подвижной радиотелефонной связи с неустановленным абонентом в нарушение пунктов 14, 15, 18, 19 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 № 328 (далее - Правила);

-      оказание услуг без заключения с абонентом договора в нарушение пункта 14 Правил;

-      не сообщение (в письменной форме) о результатах рассмотрения оператором связи претензий абонента в срок, не превышающий 60 дней с даты регистрации претензий в нарушение п. 55 Правил.

Поскольку совершенное Обществом правонарушение непосредственно посягает на права потребителей, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год со дня его совершения. На юридическое лицо ОАО «МТС» составлен протокол об административной правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных должна осуществляться на законной основе, при обработке персональных данных должна быть обеспечена точность персональных данных, их достаточность для целей обработки.

В ходе рассмотрения обращения гражданки Е. выявлено нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования информации о гражданах (персональных данных) в части обработки персональных данных без согласия субъекта персональных данных (п.п. 1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных»).

Коммерческим представителем ОАО «МТС» были незаконно (без согласия) использованы персональные данные гражданки Е. с целью осуществления действий по заключению фиктивных договоров, выполнения плана-продаж.

Таким образом, в действиях ЗАО «РТК» и ОАО «МТС» обнаружены признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение установленного законом порядка использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). В соответствии со ст.28.4 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13. И КоАП РФ, возбуждаются прокурором.

В связи с вышеизложенными фактами ОАО «МТС» выдано предписание об устранении выявленных нарушений в части неправомерной обработки персональных данных.

Результаты проверки направлены в органы прокуратуры городов Москвы и Петрозаводска для принятия мер прокурорского реагирования.

3. По обращению гражданки Г. в отношении ЗАО «Банк Русский стандарт» по вопросу защиты прав субъектов персональных данных - внеплановая проверка не проводилась, не представлены документы, подтверждающие нарушения законодательства в области персональных данных. Заявителю даны разъяснения.

На основании ч.2 ст.7 Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ, «В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии». У гражданки Г. к обращению не приложены документы подтверждающие факты нарушения требований законодательства в области персональных данных граждан (уведомление ООО «Агентство по сбору долгов» или других доказательств передачи Банком «Русский стандарт» персональных данных гражданки Г. третьим лицам). Управлением Роскомнадзора по Республике Карелия 21.05.2012г. (исх.№АД-04/10-958) делался запрос в адрес гражданки Г. о представлении копий документов, подтверждающих доводы, изложенные в обращении. Однако до настоящего времени не представлены документы, подтверждающие нарушения законодательства в области персональных данных.

Часть 1 и 5 статьи 5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гарантируют гражданину следующие права:

«1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с

просьбой об их истребовании...».

Управление Роскомнадзора по Республике Карелия не наделено полномочиями осуществлять оперативно-розыскные мероприятия. Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется только оперативным подразделениям, перечисленным в статье 13 Федерального закона от 12.08.1995г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изменениями).

4. По обращению гражданина К. в отношении МУЗ «Городская поликлиника №3» по вопросу обработки избыточных  персональных данных - внеплановая проверка не проводилась, не представлены документы, подтверждающие нарушения законодательства в области персональных данных.Заявителю даны разъяснения.

При рассмотрении обращения гражданина К., поступившего из прокуратуры г. Петрозаводска, Управление Роскомнадзора по Республике Карелия руководствовалось требованиями Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» (с изменениями). В соответствии с ч.2 статьи 7 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ, «В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии». В обращении недостаточно конкретной информации, которая позволила бы объективно и своевременно рассмотреть его по существу. В обращении гражданина К. написано про «различные персональные данные», при этом не указано какие именно категории персональных данных по мнению гражданина К. собираются не правомерно.

Управление Роскомнадзора по Республике Карелия не наделено полномочиями осуществлять оперативно-розыскные мероприятия. Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется только оперативным подразделениям, перечисленным в статье 13 Федерального закона от 12.08.1995г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». 29.05.2012г. направлялся запрос в адрес гражданина К. о представлении конкретной информации, а именно какие категории персональных данных собираются не правомерно. Ответа до настоящего времени не поступало.

Поэтому вопрос об избыточности сбора персональных данных поликлиникой №3 в настоящее время оставлен без рассмотрения.

По вопросу сертификации информационной системы базы персональных данных поликлиники №3 г. Петрозаводска, Управление Роскомнадзора по Республике Карелия направило обращение гражданина К. руководителю ФСТЭК по СЗФО.

5. По обращению гражданина М. по вопросу нарушения прав субъекта персональных данных - внеплановая проверка не проводилась, информация не подтвердилась. Заявителю даны разъяснения.

При рассмотрении обращения гражданина М., поступившее из Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия Управление Роскомнадзора по Республике Карелия руководствовалось требованиями Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» (с изменениями).

На основании ч.15 ст. 155 ЖК РФ «Наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности».

В данном случае ООО «Энергокомфорт» в качестве агента выбрало Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (ОАО) и заключило с ним договор №8628-16/16 от 17.12.2010г. о приёме платежей физических лиц в валюте Российской Федерации с использованием Интегрированной системы приёма платежей населения.

В соответствии с п.4.1.7 указанного выше договора, Банк обязуется не разглашать и не передавать другим лицам (обеспечить конфиденциальность) информацию, связанную с использованием системы.

Для предотвращения информации от несанкционированного доступа используется криптографическая защита информации, СКЗИ «Бискрипрт-КСБ-С», которая удовлетворяет требованиям к стойкости СКЗИ класса КС1.

По результатам рассмотрения заявления гражданина М., Управление Роскомнадзора по Республике Карелия не выявило нарушений действующего законодательства в области персональных данных.

6. По обращению гражданина М-ва в отношении МКП «Петрозаводская паспортная служба» по вопросу распространения персональных данных без согласия субъекта - внеплановая проверка не проводилась, информация не подтвердилась. Заявителю даны разъяснения.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия в соответствии с полномочиями, определёнными Положением об Управлении, рассмотрело обращение гражданина М-ва, поступившее из прокуратуры г. Петрозаводска.

Управлением сделан запрос в МКП «Петрозаводская паспортная служба» и был получен ответ, что справка №040492 о регистрации была выдана по запросу Петрозаводского городского суда от 10.11.2011г. №2-8080/5 (судья Овчинникова О.В.).

В соответствии с п.2 ст. 13 ГПК РФ, законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

На основании п.п.З п.1 ст.6 Федерального закона №152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных», обработка персональных данных допускается, если она необходима для осуществления правосудия.

Из представленных в наш адрес для рассмотрения обращения материалов Управление Роскомнадзора по Республики Карелия не выявило нарушения требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ.

Время публикации: 20.07.2012 16:23
Последнее изменение: 20.07.2012 16:55