Расчет за услуги сотовой подвижной связи

1. По обращению гражданки Н. в отношении ОАО «Мобильные ТелеСистемы» по вопросу расчет за услуги сотовой подвижной связи - проводилась внеплановая проверка, информация не подтвердилась. Заявителю даны разъяснения.

По обращению гражданки Н. проведена внеплановая проверка по контролю соблюдения ОАО «Мобильные ТелеСистемы» требований в области связи и лицензионных условий осуществления деятельности по лицензии № 56081, а также обработки персональных данных.

Между гражданкой Н. и ОАО «Мобильные ТелеСистемы» 15.01.2009 заключен договор на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи с выделением абонентского номера, с выбранным тарифным планом «МАХ1».

16.03.2010 гражданка Н. подключила услугу «На. полном доверии», заключающуюся в предоставлении первоначального размера лимита, до которого Абонент может продолжать свободно общаться - 300 руб. Лимит увеличивается один раз в месяц при следующих условиях:

-   своевременная оплата счетов,

-   увеличение расходов на услуги связи,

-   разница между текущим и вновь рассчитанным лимитом более 50 руб.

Факт подключения услуги зафиксирован в информационной биллинговой системе (ИБС) оператора в виде исходящего 16.03.2010 г. в 14:06 от Абонента USDD-запроса. В диалоговом окне веб-страницы «Просмотр обращения» внесена запись 16.03.2010 в 14:06 о типе обращения: «На полном доверии: Добавление услуги».

На 01.05.2010 кредитный лимит составил 800 руб., а с 04.06.2010 - 950 руб. 08.06.2010 гражданка Н. внесла деньги на свой лицевой счет в размере 500 руб. и активно пользовалась  услугами  подвижной  связи  до  21.06.2010г.  включительно.  В соответствии с ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания средств измерений, средств связи с измерительными функциями, учитывающих объем оказанных услуг связи операторами связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи.

После 21.06.2010 биллинговой системой оператора звонки не зафиксированы, т.е. никто номером не воспользовался.

Анализ детализации разговоров, состоявшихся в июне 2010 года, показал, что среди всех звонков присутствуют и звонки на номер, принадлежащий (со слов гражданки Н.) отцу гражданки Н. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что гражданка Н. в июне месяце 2010 пользовалась услугами ОАО «МТС».

25.06.2010 (а не в 2009 году, как указано в заявлении гражданки Н.) номер был заблокирован по просьбе Абонента в связи с утерей SIM-карты. Задолженность на 30.06.2010 г. составила 906 руб. 34 коп.

На момент подписания договора гражданкой Н. об оказании услуг связи от 15.01.2009 №1245821-6 действовали Правила оказания услуг связи «МТС», утвержденные приказом президента ОАО «МТС» от 28.05.2008 № 01/0196П. Правила оказания услуг связи «МТС» в момент подписания договора об оказании услуг связи (приобретения sim-карты) передаются абоненту в виде отдельного документа в редакции, действующей на дату заключения договора, и составляют неотъемлемую часть договора.

Согласно п. 3.4 Правил оказания услуг связи «МТС» гражданка Н. выразила свое согласие на передачу Оператором третьим лицам сведений об абоненте, указанных в ст. 53 федерального закона № 126-ФЗ от 07.07.203 «О связи», в целях осуществления от имени Оператора взыскания с абонента задолженности за услуги, или которым передано право требования такой задолженности.

Согласно п.1 ст. 382 ПС РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. При этом согласия должника для оформления уступки не требуется, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 384 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.

Согласно статье 3 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных.

Исследовав материалы, имеющиеся в распоряжении Управления Роскомнадзора по Республике Карелия, установлено, что ОАО «МТС» на основании договора уступки требования от 28.09.2011 №D1115429-03 переданы сведения об абонентах, в том числе и сведения о гражданке Н. с целью взыскания задолженности, возникшей при исполнении договоров об оказании услуг подвижной связи.

Таким образом, установлено, что ОАО «МТС» осуществило передачу персональных данных гражданки Н. - сведений ограниченного характера - ООО «Линдорфф» на законных основаниях.

По результатам проведенного мероприятия по контролю нарушения обязательных требований законодательства в областях связи и обработки персональных данных не выявлены. 

2. По трем обращениям гражданина Б. в отношении ОАО «Вымпел-Коммуникации» по вопросам: подключения дополнительной услуги «Привет»,  подключения услуги «Будь в курсе+» и возврата денежных средств за услугу «ММС-безлимит» -  внеплановая проверка  проводилась, информация  подтвердилась частично. Заявителю даны разъяснения.

В ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ОАО «Вымпел-Коммуникации» с целью рассмотрения обращений гражданина Б. переданных из Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия, о незаконном списании денежных средств выяснено следующее:

- по вопросу подключения дополнительной услуги «Привет»:

ОАО «Вымпел-Коммуникации» в рамках проводимой промо-акции произвело 06.11.2010 г. подключение дополнительной услуги «Привет» на номер гражданина Б. Данная услуга оказывалась оператором до 27.11.2010 г. бесплатно, а с 27.11.2010 г. - на платной основе (согласно распечатке вызовов) при отсутствии со стороны гражданина Б. каких-либо активных действий, направленных на получение данной услуги.

Согласно п. 8 Правил оказание услуг подвижной связи может с согласия абонента сопровождаться оказанием оператором связи иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной связи и направленных на повышение их потребительской ценности. Согласно п. 21 Правил оператор связи не вправе навязывать абоненту оказание дополнительных услуг подвижной связи, оказываемых за отдельную плату.

За время действия услуги «Привет» с 27.11.2010 со счета гражданина Б. была списана абонентская плата 79 раз по 1,67 руб. до полного исчерпания доступных средств и блокировки номера 13.02.2011. Данная услуга была отключена 01.08.2010 гражданином Б. после пополнения баланса.

На момент обнаружения 20.02.2012 г. Управлением Роскомнадзора по Республике Карелия административного правонарушения, ОАО «Вымпел-Коммуникации» свои реституционные обязательства исполнил в полном объеме, 16.02.2012 вернув сумму 79*1,67=131,93 руб. за навязанную дополнительную услугу «Привет» на счет гражданина Б.

- по вопросу подключения услуги «Будь в курсе+»:

         15.03.2011 г. на номер гражданина Б. была подключена услуга «Будь в курсе+». Данная услуга является бесплатной и уведомляет абонента о пропущенных вызовах с помощью CMC, содержащих информацию о пропущенных звонках за последние сутки до момента включения (появления в сети) телефона. Отключить данную услугу, согласно информации сайта ОАО «Вымпел-Коммуникации», можно бесплатным звонком на номер 067401062, либо посредством бесплатной команды *110*1062#, или обратившись к оператору связи с заявлением.

-  по вопросу возврата денежных средств за услугу «ММС-безлимит»:

На официальном сайте ОАО «Вымпел-Коммуникации» до 17.10.2011 была размещена неполная информация о проводимой акции «MMS-безлимит», вводящая абонентов в заблуждение. По условиям акции абонентам каждый день предоставлялись 300 MMS за абонентскую плату 2 рубля. При этом оператор не уточнял, что «безлимит» предоставляется только после списания абонентской платы, а до списания абон. платы услуга связи «MMS» оказывается по тарифу, предусмотренному Договором и выбранным тарифным планом. 17.10.2011 (в рамках проводимой ранее проверки) ОАО «Вымпел-Коммуникации», дополнив информацию об услуге «MMS-безлимит» следующим образом: «300 MMS предоставляются только после списания абонентской платы за день. Списание абонентской платы и начисление бесплатных 300 MMS можно проверить, набрав команду *106#».

Согласно     распечатке     вызовов,     предоставленной     ОАО     «Вымпел-Коммуникации», гражданин Б. самостоятельно заказывал услугу набором номера 06805 и последующим донабором и отключал эту услугу набором команды 0674090170.

Оператор связи согласился с некорректностью размещенной на сайте информацией об услуге «MMS-безлимит» до 17.10.2011. Денежные средства за MMS, отправленные до списания абонентской платы, в периоды с 14.01.11 по 17.01.11 и с 27.01.11 по 30.01.11 были возвращены 16.02.2012 (29+15)*6,45=283,80 руб. на счет гражданина Б.

3. По обращению гражданина Б-ва в отношении ОАО «МегаФон»  по вопросу расчета за услуги сотовой подвижной связи - внеплановая проверка проводилась, информация не подтвердилась. Заявителю даны разъяснения.

По обращению гражданина Б-ва по вопросу нарушения ОАО «МегаФон» законодательства в области оказания услуг связи, переданной из Прокуратуры г. Петрозаводска, Управлением Роскомнадзора по Республике Карелия проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОАО «МегаФон». В ходе проведения проверки установлено:

По номеру, указанному в обращении, гражданина Б-ва не является абонентом ОАО «МегаФон». Абонентский договор заключен с третьим лицом.

Согласно ст. 53, п. 2 ст. 63 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ "О связи" предоставление третьим лицам сведений об абонентах-гражданах может осуществляться только с согласия в письменной форме абонентов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Также за получением информации по абонентскому номеру о состоянию счета, задолженности и другой охраняемой законодательством Российской Федерации, может обратиться сам абонент или лицо по доверенности абонента.

Таким образом, в ходе проведения проверки в отношении ОАО «МегаФон», запрошенная информация (детализация счета и информация об услугах за период 01.01.2012 по 22.02.2012 с пояснениями списаний), не была предоставлена на законных основаниях.

Согласно гл. 2 «в» ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, о нарушение прав потребителей (права которых нарушены). Поскольку номер зарегистрирован не на имя гражданина Б-ва то, аналогичную жалобу может подать лицо, являющееся абонентом по данному номеру.

4. По обращению гражданина Я. в отношении ОАО «МегаФон» по вопросу расчета за услуги сотовой подвижной связи - внеплановая проверка не проводилась, информация не подтвердилась. Заявителю даны разъяснения.

С целью рассмотрения обращения гражданина Я. о пользовании услугой интернет от ОАО «МегаФон», Управлением Роскомнадзора по Республике Карелия у оператора была запрошена детализация по номеру гражданина Я. в период с 01.07.2011 по 01.12.2011 и информация о подключенных услугах, с пояснениями возникшей задолженности.

Списания денежных средств со счета гражданина Я. произведены корректно, нарушений в области оказания услуг связи со стороны ОАО «Мегафон» нет.

Для того, чтобы вернуть деньги за списанную абонентскую плату, гражданину Я. необходимо лично прийти в офис ОАО «Мегафон», написать заявление об отказе от номера и требованием вернуть списания абонентской платы за сентябрь — октябрь месяц т.к. в этот период гражданин Я. не мог воспользоваться услугами интернета по причине блокировки номера. Если гражданин Я. хочет оставить номер в пользовании необходимо оплатить задолженность.

Время публикации: 20.04.2012 12:26
Последнее изменение: 28.04.2012 11:55