Расчет за услуги сотовой подвижной связи

1.По обращению гражданина Ш. в отношении ОАО «Мобильные ТелеСистемы» по вопросу неправомочного списания денежных средств в пользу контент провайдера за SMS-сообщения -  внеплановая проверка  проводилась, информация не подтвердилась. Заявителю даны разъяснения.

Оператор ОАО «Мобильные ТелеСистемы» предоставляет услуги подвижной радиотелефонной связи и/или иные сопряженные с ними услуги, оказываемые оператором непосредственно и/или с привлечением третьих лиц (сервисное, информационно-справочное обслуживание). Согласно пункта 15 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. №328 (далее - Правила), договор, заключаемый с гражданами, является публичным договором.

В соответствии с пунктом 32 Правил тарифы на услуги подвижной связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иной порядок не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Согласно п.33 Правил тарифы на услуги подвижной связи могут устанавливаться в виде тарифов (тарифных планов) на отдельные услуги подвижной связи или наборы услуг подвижной связи.

В Примечании 6 выбранного гражданином Ш. тарифного плана Оптима-День отмечено, что доступ к услугам контент-провайдера с использованием коротких (трех-шестизначных) номеров сети МТС тарифицируется отдельно. Подробная информация о данных услугах и их стоимость указана в разделе «Услуги по коротким номерам» на официальном сайте ОАО «МТС». ООО «ИнкорМедиа» является контент-провайдером, занимающимся реализацией принадлежащего ему контента - развлечения и информация, оказывает ОАО «МТС» комплекс услуг по предоставлению и техническому обеспечению информационных и развлекательных сервисов на базе SMS. Оператор ОАО «МТС» обеспечивает постоянный доступ своих абонентов к информационно-развлекательным услугам, т.е. осуществляет транспортные услуги по доставке услуг абонентам при помощи приема/передачи SMS-сообщений.

В соответствии с п.2 ст.54 Федерального закона от 07.07.2003 г. №126-ФЗ «О связи» основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания оборудования связи, учитывающего объем оказанных услуг связи оператором связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи. Основанием для выставления счета абоненту за предоставленное соединение по сети подвижной связи являются данные, полученные с помощью оборудования учета объема оказанных услуг «Системой измерений длительности соединений СИДС MSC АХЕ-10». В соответствии с этими данными соединения тарифицируются автоматизированной системой расчетов «Те1ВШ» согласно установленным тарифам.

Показания автоматизированной системы расчетов подтверждают, что с абонентского номера гражданина Ш. были отправлены два SMS-сообщения на короткий номер 2476, которые были тарифицированы в соответствии с тарифом на данную услугу - 210 рублей с учетом НДС, информация о котором размещена на официальном сайте ОАО «МТС». Данный короткий номер принадлежит контент-провайдеру ООО «ИнкорМедиа».

ООО «ИнкорМедиа» признало «некорректность» оказания услуг гражданину Ш., и по его просьбе ОАО «МТС» возвратило абоненту денежные средства в размере 826 руб. 40 коп., зачислив на лицевой счет.

Нарушений оператором связи ОАО «МТС» в области связи не выявлено. Полномочий на осуществление контроля и надзора деятельности ООО «ИнкорМедиа», не являющимся лицензиатом в области связи, а также контроля и надзора иной деятельности (не в сфере связи) ОАО «МТС» у Управления Роскомнадзора по Республике Карелия нет.

2. По обращению гражданина Ш. в отношении ОАО «Вымпел-Коммуникации» по вопросу возврата средств при расторжении договора - внеплановая проверка проводилась, информация подтвердилась. Заявителю даны разъяснения.

-   По вопросу непредоставления и недоставки счетов на оплату услуг связи:

В соответствии с Договором об оказании услуг связи от 15.05.2010 г. гражданин Ш.  является абонентом компании ОАО «Вымпел-Коммуникации». Подписав Договор об оказании услуг связи, гражданина Ш. подтвердил что, надлежащим образом был ознакомлен и согласен с условиями Договора и с условиями выбранного тарифного плана «Мир Билайн». В соответствии с п.40 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. №328 (далее - Правила), для целей расчета за оказанные услуги подвижной связи используется тот тариф, который действовал на момент установления соответствующего соединения. Тариф «Мир Билайн» предусматривает систему расчетов - с предоплатой, т.е. при оплате услуг подвижной связи посредством авансового платежа осуществляется внесение определенных денежных сумм на лицевой счет абонента, с которого оператор связи снимает платежи за оказанные услуги подвижной связи.

Оператор связи ежемесячно выставляет Абоненту счета на оплату услуг связи при заключении договоров, предусматривающих постоплатную систему расчетов.

Т.к. в Договоре указана предоплатная система оплаты, выставление счета/счета-фактуры, являющимся основанием для оплаты, расчетов, и способ доставки не предусмотрены.

- По вопросу возврата денежных средств: Пунктом 45 Правил определено, что оператор связи обязан вернуть неиспользованный остаток денежных средств при обращении абонента к оператору за возвратом. При этом срок возврата Правилами не оговаривается.

Права потребителя в договорах об оказании услуг связи обладают определенной спецификой, которую необходимо учитывать. Существует специальный федеральный закон «О связи» №126-ФЗ от 07.07.2003 г. и подзаконный нормативный акт, регулирующий указанные отношения: Правила оказания услуг подвижной связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. №328. В тех случаях, когда отдельные виды отношений с участием потребителей помимо норм гражданского кодекса РФ регулируются специальным законом, к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону. Привлечь к административной ответственности ОАО «ВымпелКом» по статье 14.1 ч. 3 КоАП - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) - Управление Роскомнадзора по Республике Карелия не вправе ввиду того, что в Правилах не оговорен срок возврата, а пункт 5 лицензии №31109 на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи в сети связи общего пользования обязывает оператора оказывать услуги в соответствии с Правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

05 августа 2011 г. гражданину Ш. вернули остаток с лицевого счета в сумме 251 руб. 82 коп.

-  По вопросу расторжения договора:

В соответствии с п. 46 Правил Абонент вправе в любое время в одностороннем порядке расторгнуть договор при условии оплаты оказанных услуг подвижной связи. Порядок одностороннего отказа от исполнения договора определяется в договоре. Т. к. в п. 2.3. Договора к действиям, направленным на расторжение договора стороны относят письменное заявление Абонента о расторжении Договора, при этом форма бланка заявления не предусмотрена в Договоре, то оператор обязан реагировать на заявления произвольной формы.

ОАО «ВымпелКом» договор на момент проверки с гражданином Ш. расторгнул.

-  По вопросу подключения дополнительной услуги «Привет»:

Согласно п. 8 Правил оказание услуг подвижной связи может с согласия абонента сопровождаться оказанием оператором связи иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной связи и направленных на повышение их потребительской ценности.

ОАО «Вымпел-Коммуникации» в рамках проводимой промо-акции произвело подключение дополнительной услуги «Привет» 06.11.2010 г. Данная услуга оказывалась оператором до 23.11.2010 г. бесплатно, а с 23.11.2010 г. - на платной основе при отсутствии со стороны абонента каких-либо активных действий, направленных на получение данной услуги в нарушение п. 21 и п.8 Правил оказания услуг подвижной связи. Т.е. гражданином Ш. не было выражено волеизъявление на подключение дополнительной платной услуги. Данный факт свидетельствует о нарушении обществом п.5 лицензионных условий лицензии № 31109.

29.11.2010 данная услуга была отключена по требованию абонента. Между тем, на момент обнаружения 11.08.2011 г. Управлением Роскомнадзора по Республике Карелия административного правонарушения, ОАО «Вымпел-Коммуникации» свои реституционные обязательства в полном объеме не исполнил, поскольку в сумму 251 руб. 82 коп. не вошел возврат денег за навязанную оператором дополнительную услугу «Привет». Таким образом, последствия подключения дополнительной услуги существовали на 11.08.2011 г. Ответственность за данное нарушение предусмотрена ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ. В отношении законного представителя юридического лица ОАО «Вымпел-Коммуникации» составлен протокол об административном нарушении.

После указания на неправомочность взимания платы за навязанную услугу оператор 11.08.2011 направил письмо в адрес гражданина Ш. с уведомлением о том, что денежные средства в размере 3 рубля 34 копейки, списанные с баланса лицевого счета абонентского номера в счет оплаты за услугу «Привет», переданы в кассу офиса обслуживания и продаж, где гражданин Ш.  может получить их при личном визите.

3. По обращению гражданки З. в отношении ОАО «МегаФон» по вопросу расчета за услуги сотовой подвижной связи - внеплановая проверка проводилась, информация не подтвердилась. Заявителю даны разъяснения.

Между ОАО «МегаФон» и гражданкой З. заключен договор оказания услуг радиотелефонной связи от 26.06.2007 г. по тарифному плану «Лайт», в соответствии с которым услуга «Всегда на связи» входит в основной пакет услуг.

Услуга «Всегда на связи» позволяет абоненту «А» не только получать SMS с номером абонента «Б», который не смог до него дозвониться, но и предоставляет возможность абоненту «Б» оставить голосовое сообщение для абонента «А», которое абонент «А» сможет прослушать, когда снова зарегистрируется в сети.

Данная услуга предоставлялась бесплатно до 10.10.2008 г., с 10.10.2008 г. - с ежемесячной абонентской платой 25 рублей, а с 01.07.2010 г. - 0,85 коп. в сутки.

Согласно п. 15 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. №328 (далее - Правила), договор, заключаемый с гражданами, является публичным договором.

Из содержания пунктов 19, 20 названных Правил следует, что тарифы на услуги подвижной связи не относятся к перечню данных, которые должны содержаться в договоре об оказании услуг подвижной связи.

В соответствии с пунктом 32 Правил тарифы на услуги подвижной связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иной порядок не предусмотрен законодательством Российской Федерации. Нормы Правил в полной мере согласуются с пунктом 1 статьи 28 Закона "О связи", в соответствии с которым тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено Законом "О связи" и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

Согласно п.33 Правил тарифы на услуги подвижной связи могут устанавливаться в виде тарифов (тарифных планов) на отдельные услуги подвижной связи или наборы услуг подвижной связи.

Об изменениях тарифов ОАО «МегаФон» известило своих абонентов через средства массовой информации - в «Российской газете» (№ 4762 от 30.09.2008 г.) и 18.06.2011 г. на сайте www.megafon.ru, зарегистрированном как средство массовой информации.

Тем самым Общество исполнило свою обязанность не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов извещать абонентов об этом через средства СМИ, что отвечает требованиям подпункта «д» п.25 Правил.

Таким образом, действия ОАО «МегаФон» по изменению в одностороннем порядке условий тарифного плана были осуществлены в соответствии с условиями заключенного между сторонами договора, а также действующим законодательством.

 4. По обращению гражданина Л.  по вопросу расчета за услуги сотовой подвижной связи  проводилась внеплановая проверка в отношении ОАО «Вымпел-Коммуникации», информация не подтвердилась. Заявителю даны разъяснения.

В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Управлением Роскомнадзора по Республике Карелия проводилась внеплановая проверка по контролю соблюдения ОАО «Вымпел-Коммуникации» требований в области связи и лицензионных условий осуществления деятельности по лицензии №31109.

В связи с тем, что на официальном сайте ОАО «Вымпел-Коммуникации» размещена неполная информация о проводимой акции «MMS-безлимит», абоненты введены в заблуждение. По условиям акции абоненту каждый день предоставляется 300 MMS за абонентскую плату 2 рубля. При этом оператор не уточняет, что «безлимит» предоставляется только после списания абонентской платы, а до списания абон. платы услуга связи «MMS» оказывается по тарифу, предусмотренному Договором и выбранным тарифным планом.

Оператор связи согласился с некорректностью размещенной на сайте информацией и в ближайшее время устранит этот недостаток. Оператором произведена корректировка счета гражданина Л.  путем перечисления на счет абонентского номера денег в сумме 477 руб. 40 коп. В эту сумму входит в том числе и возврат абонентской платы за период, когда акция распространялась без желания гражданина Л. , в размере 8 руб.

Время публикации: 02.11.2011 09:51
Последнее изменение: 23.11.2011 14:30